твои льды всегда чисты
17.03.2012 в 20:02
Пишет Аскрамандора:Истории о Наэле
Наэла и усыВ камере, ужасающе грязной, сидело около десятка человек, бедно одетых, но совсем не похожих на преступников. Наэла удивилась тому, как все они туда помещаются. Камера-то была совсем маленькая и тесная!
- А за что ты их туда посадил? - спросила она у отца. - Они совершили кражу или убийство?
- Нет, - ответил он. - Они просто бреют усы.
- А разве в нашей стране запрещено брить усы? - еще больше удивилась девочка. - Об этом сказано в законе?
- Нет, не сказано. Но ты же знаешь, в нашей стране недавно был совершен ряд преступлений Человеком Без Усов.
- Но это ведь не они совершали эти преступления.
- Все равно. Усы сбривают только преступники. Понимаешь?
- А если человеку просто не нравится носить усы? Разве у нас не свобода самовыражения? - не унималась Наэла.
- Свобода. Но усы брить все равно нельзя. Незачем выделяться среди других - а вдруг тебя заподозрят в чем-то дурном?
Наэла ничего не поняла в этой странной логике. Наверное, ничего понимать и не надо было - просто слушаться закона и бояться...
Ей вдруг стало очень тоскливо. Она смотрела на безусых людей, таких спокойных и убежденных в своей правоте, и ей хотелось плакать.
Наэла и яблоки
На лето Наэла любила приезжать в гости к бабушке. Когда она очередной раз посетила ее, старушка была занята сбором яблок. Она стояла на голове и шарила руками по земле, собирая упавшие яблоки.
- Бабушка, ты что это делаешь? – удивленно спросила Наэла.
- Не видишь – яблоки собираю.
- А почему головой вниз стоишь?
- Потому что так велит древний обычай. Моя мама и ее бабушка делали то же самое. И твоя мама, и ты тоже должны собирать яблоки именно таким образом, потому что так принято в нашем народе.
Наэла кое-что припомнила и сказала:
- Бабушка, а я видела в другом дворе людей, они собирали яблоки стоя, а не вниз головой. Разве так не удобнее и не проще?
- Это сектанты, им лишь бы как-то себя выделить, - возмущенно отозвалась старушка, нашаривая очередное яблоко и подгребая его поближе к себе. – Наши предки испокон веков собирали яблоки, стоя вниз головой, а эти сопляки, у которых молоко на губах не обсохло, думают, что они умнее предков. Строят из себя отдельную касту! Им обычаи народные, видите ли, не по душе. Ну что же ты стоишь, Наэла, помоги мне! Я одна все не соберу.
Наэла стояла и растерянно смотрела то на обвисшие под тяжестью яблок ветки, то на бабушку. Она не знала, как поступить.
Наэла и дружба
Когда с Наэлой перестала дружить очередная девочка - сколько же их было, этих подружек, и все всегда кончалось одинаково! - Наэла прибежала в слезах к своему дяде, который умел находить утешительные слова.
- Почему так происходит, что все друзья от меня уходят? - спросила девочка, когда немного успокоилась.
Дядя подумал и ответил:
- Ты выбираешь не тех людей, с которыми возможна дружба на всю жизнь. Ты выбираешь тех, кто любит те же фильмы, книги и музыку, что и ты, но не это главное. Главное - чтобы ты и человек, с которым ты дружишь, думали одинаково. Чтобы ты могла начать фразу, а он бы ее закончил. Чтобы ты могла прийти к нему злая, печальная, несчастная, несправедливая, усталая - а он бы понял и постарался помочь.
- Дядя, но где же я найду такого человека? - удивилась Наэла. - Это же долго искать надо!
- Тогда не требуй настоящей дружбы от тех, кто не имеет о ней понятия, - улыбнулся дядя. - Или же сделай так, чтобы эти люди зависели от тебя, а не ты от них. Тогда - если они тебе действительно нужны - они никуда от тебя не денутся. До тех пор, пока ты сможешь давать им что-то.
Наэла задумалась и спустя какое-то время тихо спросила:
- А зачем они нужны, такие друзья-то?
Наэла и странная история
Наэла любит слушать странные и непонятные истории, которые рассказывает ей временами дядюшка. Но некоторые из них заставляют ее огорчаться и недоумевать. Как, например, вот эта:
- …Знаешь, Наэла, расскажу я тебе об одной стране, рядом с которой мы живем.… Вроде бы в ее законах говорится о свободе для людей, о том, что каждый волен распоряжаться своей судьбой и жить по своим принципам, если он того хочет. Но на самом деле это не так.
Возьмем, например, один город, в котором десять процентов жителей хотят жить по своему Нравственному Закону. При этом никто другой в этом городе не соблюдает тот же Закон, хотя считает себя исповедующим те же принципы. В результате получается такая картина: большинство населения ходит голыми, хотя Нравственный Закон предписывает одеваться из скромности. А те десять процентов упорно пытаются носить какую-нибудь одежду, потому что так надо. Кого будут осуждать? Именно меньшинство, которое ведет себя логично и последовательно, а не большинство, которое так не делает. О меньшинстве распространяют слухи, небылицы и глупости. В конце концов, их хватают и насильно заставляют раздеваться. И полиция подключается к этому делу, собирает статистику о том, что преступления совершают только люди в одежде, и одежда – это признак агрессивности натуры.
- Дядюшка, но это же глупость! – восклицает Наэла. – Как такое вообще может происходить?!
- А вот происходит. И знаешь, что самое забавное – большинство жителей города опирается не на свой Нравственный Закон, а на общественное мнение.
- Но ведь общественное мнение составляется из мнений горожан, - говорит Наэла. – Его можно изменить!
- Оно не изменится. Потому что новые люди, появляющиеся в обществе, усваивают те же взгляды. К тому же страшно выделиться из толпы, не так ли? Вдруг о тебе подумают, что ты не такой, как все? Вот и получается, что человек хочет соответствовать своему Нравственному Закону, а ему навязывают чужие мнения.
Подумав, Наэла интересуется:
- Дядюшка, а Нравственный Закон можно соблюдать без внешних его проявлений? Разве, раздевшись, от этого человек становится менее нравственным?
- Закон – он есть закон, - отвечает дядюшка. – Если ты усвоил его внутренне, то он проявится у тебя и внешне. Внутренние атрибуты неотделимы от внешности, Наэла. Если когда-нибудь изберешь какие-нибудь определенные принципы, тебе надо будет по мере возможности следовать им. Иначе смысла в них будет мало.
Наэла и закон о бородах
В стране, в которой живет Наэла, запрещено носить бороды. Есть такой закон. И когда кто-нибудь осмеливается отпустить бороду, его тут же хватают и бросают в тюрьму.
Однако недавно вышел новый закон, согласно которому запрещено отпускать только черную бороду. Бороды любого другого цвета не станут больше поводом для того, чтобы посадить человека под арест.
Наэле и этот закон непонятен. Она спрашивает у отца:
- А чем плоха именно черная борода?
- Цвет у нее не тот, - объясняет отец. - Все дело в цвете.
- А разве цвет бороды влияет на человека?
- Если у человека борода черная, то он, скорее всего, совершает противозаконные действия. А если борода будет любого другого цвета, то отращивать ее можно, так как носители светлых бород не заподозрены пока ни в чем дурном.
- Все равно я не понимаю, при чем тут цвет бороды и человек, - упорствует Наэла. - Вот у нас с бабушкой, когда мы жили в деревне, сосед был, с черной бородой, хороший человек. А другой сосед со светлой - плохой. Но в тюрьму бросили первого. Почему? Они не разбираются сначала, кто хороший, а кто плохой?
Отец на мгновение смущается, но потом отвечает:
- Наверное, это исключение. Тем, кто на службе у закона, лучше знать, стоит разбираться или нет.
Но глаза он при этом отводит от дочери.
И Наэла в очередной раз думает, что тут что-то не так.
URL записиНаэла и усыВ камере, ужасающе грязной, сидело около десятка человек, бедно одетых, но совсем не похожих на преступников. Наэла удивилась тому, как все они туда помещаются. Камера-то была совсем маленькая и тесная!
- А за что ты их туда посадил? - спросила она у отца. - Они совершили кражу или убийство?
- Нет, - ответил он. - Они просто бреют усы.
- А разве в нашей стране запрещено брить усы? - еще больше удивилась девочка. - Об этом сказано в законе?
- Нет, не сказано. Но ты же знаешь, в нашей стране недавно был совершен ряд преступлений Человеком Без Усов.
- Но это ведь не они совершали эти преступления.
- Все равно. Усы сбривают только преступники. Понимаешь?
- А если человеку просто не нравится носить усы? Разве у нас не свобода самовыражения? - не унималась Наэла.
- Свобода. Но усы брить все равно нельзя. Незачем выделяться среди других - а вдруг тебя заподозрят в чем-то дурном?
Наэла ничего не поняла в этой странной логике. Наверное, ничего понимать и не надо было - просто слушаться закона и бояться...
Ей вдруг стало очень тоскливо. Она смотрела на безусых людей, таких спокойных и убежденных в своей правоте, и ей хотелось плакать.
Наэла и яблоки
На лето Наэла любила приезжать в гости к бабушке. Когда она очередной раз посетила ее, старушка была занята сбором яблок. Она стояла на голове и шарила руками по земле, собирая упавшие яблоки.
- Бабушка, ты что это делаешь? – удивленно спросила Наэла.
- Не видишь – яблоки собираю.
- А почему головой вниз стоишь?
- Потому что так велит древний обычай. Моя мама и ее бабушка делали то же самое. И твоя мама, и ты тоже должны собирать яблоки именно таким образом, потому что так принято в нашем народе.
Наэла кое-что припомнила и сказала:
- Бабушка, а я видела в другом дворе людей, они собирали яблоки стоя, а не вниз головой. Разве так не удобнее и не проще?
- Это сектанты, им лишь бы как-то себя выделить, - возмущенно отозвалась старушка, нашаривая очередное яблоко и подгребая его поближе к себе. – Наши предки испокон веков собирали яблоки, стоя вниз головой, а эти сопляки, у которых молоко на губах не обсохло, думают, что они умнее предков. Строят из себя отдельную касту! Им обычаи народные, видите ли, не по душе. Ну что же ты стоишь, Наэла, помоги мне! Я одна все не соберу.
Наэла стояла и растерянно смотрела то на обвисшие под тяжестью яблок ветки, то на бабушку. Она не знала, как поступить.
Наэла и дружба
Когда с Наэлой перестала дружить очередная девочка - сколько же их было, этих подружек, и все всегда кончалось одинаково! - Наэла прибежала в слезах к своему дяде, который умел находить утешительные слова.
- Почему так происходит, что все друзья от меня уходят? - спросила девочка, когда немного успокоилась.
Дядя подумал и ответил:
- Ты выбираешь не тех людей, с которыми возможна дружба на всю жизнь. Ты выбираешь тех, кто любит те же фильмы, книги и музыку, что и ты, но не это главное. Главное - чтобы ты и человек, с которым ты дружишь, думали одинаково. Чтобы ты могла начать фразу, а он бы ее закончил. Чтобы ты могла прийти к нему злая, печальная, несчастная, несправедливая, усталая - а он бы понял и постарался помочь.
- Дядя, но где же я найду такого человека? - удивилась Наэла. - Это же долго искать надо!
- Тогда не требуй настоящей дружбы от тех, кто не имеет о ней понятия, - улыбнулся дядя. - Или же сделай так, чтобы эти люди зависели от тебя, а не ты от них. Тогда - если они тебе действительно нужны - они никуда от тебя не денутся. До тех пор, пока ты сможешь давать им что-то.
Наэла задумалась и спустя какое-то время тихо спросила:
- А зачем они нужны, такие друзья-то?
Наэла и странная история
Наэла любит слушать странные и непонятные истории, которые рассказывает ей временами дядюшка. Но некоторые из них заставляют ее огорчаться и недоумевать. Как, например, вот эта:
- …Знаешь, Наэла, расскажу я тебе об одной стране, рядом с которой мы живем.… Вроде бы в ее законах говорится о свободе для людей, о том, что каждый волен распоряжаться своей судьбой и жить по своим принципам, если он того хочет. Но на самом деле это не так.
Возьмем, например, один город, в котором десять процентов жителей хотят жить по своему Нравственному Закону. При этом никто другой в этом городе не соблюдает тот же Закон, хотя считает себя исповедующим те же принципы. В результате получается такая картина: большинство населения ходит голыми, хотя Нравственный Закон предписывает одеваться из скромности. А те десять процентов упорно пытаются носить какую-нибудь одежду, потому что так надо. Кого будут осуждать? Именно меньшинство, которое ведет себя логично и последовательно, а не большинство, которое так не делает. О меньшинстве распространяют слухи, небылицы и глупости. В конце концов, их хватают и насильно заставляют раздеваться. И полиция подключается к этому делу, собирает статистику о том, что преступления совершают только люди в одежде, и одежда – это признак агрессивности натуры.
- Дядюшка, но это же глупость! – восклицает Наэла. – Как такое вообще может происходить?!
- А вот происходит. И знаешь, что самое забавное – большинство жителей города опирается не на свой Нравственный Закон, а на общественное мнение.
- Но ведь общественное мнение составляется из мнений горожан, - говорит Наэла. – Его можно изменить!
- Оно не изменится. Потому что новые люди, появляющиеся в обществе, усваивают те же взгляды. К тому же страшно выделиться из толпы, не так ли? Вдруг о тебе подумают, что ты не такой, как все? Вот и получается, что человек хочет соответствовать своему Нравственному Закону, а ему навязывают чужие мнения.
Подумав, Наэла интересуется:
- Дядюшка, а Нравственный Закон можно соблюдать без внешних его проявлений? Разве, раздевшись, от этого человек становится менее нравственным?
- Закон – он есть закон, - отвечает дядюшка. – Если ты усвоил его внутренне, то он проявится у тебя и внешне. Внутренние атрибуты неотделимы от внешности, Наэла. Если когда-нибудь изберешь какие-нибудь определенные принципы, тебе надо будет по мере возможности следовать им. Иначе смысла в них будет мало.
Наэла и закон о бородах
В стране, в которой живет Наэла, запрещено носить бороды. Есть такой закон. И когда кто-нибудь осмеливается отпустить бороду, его тут же хватают и бросают в тюрьму.
Однако недавно вышел новый закон, согласно которому запрещено отпускать только черную бороду. Бороды любого другого цвета не станут больше поводом для того, чтобы посадить человека под арест.
Наэле и этот закон непонятен. Она спрашивает у отца:
- А чем плоха именно черная борода?
- Цвет у нее не тот, - объясняет отец. - Все дело в цвете.
- А разве цвет бороды влияет на человека?
- Если у человека борода черная, то он, скорее всего, совершает противозаконные действия. А если борода будет любого другого цвета, то отращивать ее можно, так как носители светлых бород не заподозрены пока ни в чем дурном.
- Все равно я не понимаю, при чем тут цвет бороды и человек, - упорствует Наэла. - Вот у нас с бабушкой, когда мы жили в деревне, сосед был, с черной бородой, хороший человек. А другой сосед со светлой - плохой. Но в тюрьму бросили первого. Почему? Они не разбираются сначала, кто хороший, а кто плохой?
Отец на мгновение смущается, но потом отвечает:
- Наверное, это исключение. Тем, кто на службе у закона, лучше знать, стоит разбираться или нет.
Но глаза он при этом отводит от дочери.
И Наэла в очередной раз думает, что тут что-то не так.